У saudade есть три ключевых трактовки. Первая – психологическая. Saudade – как одно
из чувств, наряду с любовью, тоской, отчаянием, страхом и т.п.
Вторая – культурологическая. Saudade – как специфически национальное португальское
чувство, то, что составляет природу, основу португальской нации.
И третья – онтологически-теологическая. Saudade – как чувство
Бытия, «путеводная нить», приводящая человека к подлинному бытию, понятно, что
теологически – к Богу.
Мне нравятся все три.
Да, действительно, есть такое специфическое чувство, и
португальцы смогли его отличить от остальных, дать ему имя, и таким образом,
культивировать его.
Да, понятно, что если португальцы выделили это чувство,
обозначили его в языке, культивировали потом его в песнях и стихах, то оно,
действительно, стало их корнем. И сейчас проще всего saudade почувствовать
именно на португальской земле. В Португалии. Здесь начинаешь испытывать saudade ко
всему. К любым ежедневным мелочам. До смешного. Вот, в моём любимом районе Лиссабона
есть три паштеларии, где чудесно пить кофе по утрам. Но приходится выбирать
одну. (Я физически не могу выпить три чашки кофе за утро, а то бы ходила во все
три). Одну выбираешь, а по двум другим тоскуешь, как по несбывшемуся времени
жизни.
Но всё же – это всё – лишь последствия онтологического
чувства saudade, как чувства
полноты бытия и отсутствия этой полноты в настоящем. Так понимаемое saudade становится проводником
человека в жизни, если человек примет saudade как онтологическое начало и будет идти туда, куда оно его
ведет. Онтология saudade – идеальная онтология для того, чтобы не только понимать, как
устроен мир, не только иметь возможность строить правильный мир, но подлинно сбываться
самому в этом мире. Вопрос подлинности своего пути решается ответом на вопрос:
то, что ты делаешь, движимо чувством saudade или нет? Если да – ты на правильном пути. Если нет – брось его
и ищи свой правильный.
Комментарии
Отправить комментарий